19 марта , 2024

    Жизнь и творчество Николая Рериха

    Новое на сайте

    Преимущества украшений с лунным камнем

    В мире драгоценных камней лунный камень занимает особое место....

    Как узаконить пристройку к дому

    Вопрос о том, как узаконить пристройку к дому, волнует...

    Когда следует сделать МРТ?

    Тяжело представить современную медицину без МРТ. Этот диагностический метод...

    Основные методы дезинфекции

    Проведение дезинфекции является необходимой процедурой, которая активно используется при...

    Искусственное оплодотворение для одиноких женщин: особенности

    В современном обществе все большее количество женщин сталкивается с...

    Один из самых незаурядных русских художников начала 20-го века, Николай Рерих, славен не только созданием индивидуального творческого подхода к изображению окружающего мира, но и своими философскими взглядами на жизнь. Он воплотил их в написанных им философских работах, основанных на буддийском мировоззрении, которым увлекался большую часть своей жизни. Рерих вошёл в историю как непревзойдённый писатель-философ, а также историк и общественный деятель.

    Начало творческого пути.

    Николай Константинович Рерих происходил из рода норвежского дворянина, в 18-м веке перебравшегося в Россию. Его отец воспитал в сыне любовь к культуре и уважение к русской истории. С юности Рерих с удовольствием участвовал в археологических экспедициях, состоял в Русском археологическом обществе. 

    Увлечённый историей Древней Руси, Рерих часто посещал старинные русские города северо-запада — Изборск, Псков, Новгород, Смоленск, чтобы участвовать в раскопках древних курганов. Его привлекала отрешённо-возвышенная атмосфера этих мест, он любовался белокаменными храмами и делал первые наброски. Немногим позже Рерих продолжил изучение наследия прошлого на историко-филологическом факультете.

    Рерих рано начал проявлять художественные способности, а желание воплотить на холсте красоту древнерусских городов вселило в него уверенность в своих силах. На рубеже веков он поступает в петербургскую Академию художеств. Первое время Рерих пытается определить для себя, кого он желал бы видеть своим учителем, Илью Репина или Николая Куинджи, однако, попав к Куинджи, быстро убеждается в том, что сделал правильный выбор.

    Куинджи стал вдохновителем юного Рериха на особое, прочувствованное и тонкое восприятие природы, пространства и передачу цвета. В первой же серьёзной работе, написанной для диплома, — «Гонец», живописец продемонстрировал свой огромный потенциал, сумев передать на полотне мистический дух былинных времён.

    Рерих и увлечение Востоком.

    Пытливый ум увлёк художника намного дальше, чем родные дали — в 1923 году Рерих предпринимает экспедицию сначала в Маньчжурию, а потом — в Индию, непосредственно в Гималаи, центр буддийской философии и сердце восточной культуры. Для него высочайшие горы в мире стали символом духовной силы человечества. Именно в Гималаях, во время азиатской экспедиции, Рерих написал большинство своих художественных работ, посвящённых Востоку.

    Формат этих полотен чаще всего небольшой, ведь они представляют собой скорее воплощённый на холсте путевой дневник. На картинах художника, написанных как бы сверху, с самого неба или с других вершин, Гималаи вставали как мистическое место, переданное яркими, чистыми, контрастными цветами.

    Рерих не только зарисовывал то, что видел, он творчески переосмысливал увиденное, обрабатывал увиденные образы в философском ключе, делая свои картины воплощением некоей философской мысли, глубинным посланием зрителю. Одиночество и ничтожность человека перед лицом гор, звенящая, торжественная тишина, отчуждённость снеговых вершин, синий отлив облаков — такими представали Гималаи на его полотнах.

    Художественные особенности картин Рериха.

    Живописный стиль Рериха является в первую очередь синтетическим и воплощает в себе как удачные наработки западного импрессионизма, касающиеся работы с цветом, так и собственное пространственное видение художника. Во многом Рерих опирался на опыт, полученный им при работе над картинами по мотивам древнерусских фресок. Оттуда он сумел забрать стилистику и мистическую оторванность от реальности, свойственную древнерусским церковным фрескам.

    В первую очередь полотнам Николая Рериха свойственны следующие отличительные черты:

    — яркие и чистые цвета

    — плоскостная перспектива

    — использование множества оттенков синего

    — игра на контрасте голубого и белого

    — акцент на дальнем плане

    — контраст маленьких человеческих фигур и горных массивов

    Кроме фрескового мышления Древней Руси Рериху была свойственна манера восточного письма, в частности использование стилистики индийских религиозных картин мандала и плоскостной китайской росписи по шёлку. Азиатский колорит картинам Рериха добавляется благодаря появляющимся там сюжетам из буддизма.

    Творческая переработка тибетских легенд легла в основу большинства его гималайских полотен. В начертании фигур богов художник использует опыт древних тибетских скульпторов и художников.

    Наследие Николая Рериха — это больше 400 живописных полотен, множество философских работ, написанных в соавторстве с супругой, Еленой Рерих, а также творчество его сыновей, ставших основателями фонда Рериха. На данный момент в Гималаях функционирует университет, основанный в 1928 году ещё самим Рерихом, а в Москве и Санкт-Петербурге существует Фонд Рерихов, объединяющих любителей Востока и восточной философии. Картины художника выставлены в Русском музее, Третьяковской галерее и собственном музее Рериха в столице.