Здороф.ру — Источник здорового контента
Image default
Хобби

Украшение одежды узорами

Как и многие другие, растительный орнамент появился много веков назад, еще в Киевской Руси. В ту эпоху узоры использовались не только для того, чтобы украсить какие-то предметы обихода или одежды.

В древности люди слишком мало знали о мире вокруг них, и, нанося на одежду изображения растений, животных или чего-либо еще, старались упрочить свое положение в окружающей среде. Растительные узоры были распространены практически повсеместно, лучше всего сохранилась такая техника вышивания в южных регионах России и на Украине, где теплый комфортный климат способствовал росту многих видов растений, цветов. Чаще всего при вышивке растительного орнамента на ткани изображают стилизованные листья и цветы, ягоды, животных и птиц. Растительные узоры вышиваются крестом, гладью и некоторыми другими способами, подходящими для изображения такого орнамента. В целом мотив изображения растений и животных восходит к восточному искусству росписи. Обычно вышивка, выполненная растительным орнаментом, выглядит как один повторяющийся рисунок, например, стилизованное изображение цветка, отделенное от следующего такого же изображения переплетением листьев. Или повторяющееся изображение птицы, чередующееся с вышитым цветком и разделенное лиственным узором.

Растительные узоры из простых цветочков — Шиповник, ромашки, васильки, колокольчики.

Такими орнаментами чаще всего украшалась одежда всех членов семьи. Славянские узоры в большинстве своем выполняли обережные, защитные функции. Наибольшее распространение они получили в период с IX по XIV век на всей территории от Закарпатья до Балтийского моря. Ведические узоры очень напоминают геометрические из-за строгости форм, так как основными фигурами в орнаментах являются квадраты, треугольники, круги, знаки солнца — свастики. Круг и квадрат в славянских узорах означают цикличность мира, треугольник же — динамику.

Сочетание нескольких элементов в орнаменте способно отобразить полную картину мира. Вышивают славянские орнаменты в основном крестиком, наиболее часто используются красно-белые тона.

Славянский узор, вышитый гладью представляет собой синтез ведических и растительных стилей. В нем сочетаются защитные элементы, изображения животных, геометрические фигуры и множество вариаций солярных символов. Наиболее часто встречающаяся разновидность вышитых узоров русского орнамента — повторяющееся изображение зверя или птицы, сверху и снизу ограниченное свастиками, чередующееся со стилизованным рисунком дерева или цветка. Бывают изображения людей верхом на животных. Чаще всего в вышивке русского орнамента используются белый, красный, желтый и черный цвета нити. Также в русском орнаменте встречаются узоры, отображающие сцены повседневной жизни.

Узоры народов Поволжья

Геометрические, также часто встречаются изображения птиц, животных и растений. Поволжские орнаменты выполняются чаще всего гладью. Очень часто при исполнении орнамента народов Поволжья используются темные, синие тона. Поволжская вышивка носила практическое значение, по узорам, располагавшимся на одежде, можно было определить социальный статус, а также положение человека. Внутри поволжские орнаменты можно разделить на три направления — мордовская вышивка, марийская и чувашская. У каждой из них есть свои особенности. Так, например, в мордовской вышивке активно используется заполнение больших узоров спиралевидными и ромбовидными фигурами. В марийской вышивке используется несколько техник — гладь, крестик, косая стежка и многие другие. В чувашской, по сравнению с остальными, используется большее количество разнообразных узоров и цветовых решений. Владимирская гладь — одна из наиболее сложных техник вышивки. Также она носит название «верхошов». При заполнении рисунка верхошвом, на изнаночной стороне образуются стежки в виде пунктира, располагающиеся по контуру вышитого узора. В основном верхошов применяют для вышивки крупных деталей орнамента, а также для выполнения растительных узоров, например, стеблей и веток.

Владимирская гладь

Обычно владимирская гладь выполняется на льняных тканях, а также шерсти и сукне. Верхошов представляет из себя глухой односторонний свободный шов, который не зависит от структуры ткани. Владимирскую гладь вышивают ниткой из 6-8 мулине или шерстяной нитью. Наиболее часто используемые цвета — синий, зеленый, красный, желтый. Направление стежка варьируется от конкретного узора. Основное правило выполнения верхошва — стежки делаются на небольшом расстоянии друг от друга, однако при этом просветов, то есть ткани, не должно быть видно.

Горьковские узоры

Или ещё называют горьковский гипюр — особый вид строчевой вышивки по сетке, возникший в Нижегородской губернии в XIX веке. В самом начале горьковский орнамент использовал привычные для русской вышивки элементы — сказочные цветы, животные, птицы, причудливо соединяющиеся в сложные сцены. Однако в конце XIX века основным мотивом горьковской вышивки стали садовые цветы, окруженные полевыми травами. Чаще всего изображались лилии, розы, незабудки и так далее. Цветы могли вышиваться как по отдельности, так и в виде гирлянд и букетов. Техника выполнения горьковского гипюра достаточно сложна — он выполняется по сетке, которая продернута на ткани. В этой технике можно вышивать на швейной машинке.

Похожие статьи

Лилии в саду

shalnaya

Суккуленты и кактусы — инструкция по созданию мини сада

shalnaya

Йога и жировые складки на животе

shalnaya

Оставить комментарий