Связь оливы и греков, самого греческого духа, никогда не теряла своего значения, никогда не оставалась в тени. Это связь «вечнозеленая», как и само древо. Цветущая, вечнозеленая и вне времени.
Оливковое дерево оказалось для современных и древних греков неоценимым даром богов. Олива имела огромное символическое и геральдическое значение, но не менее важно и ее значение в практической ежедневной общественной и частной жизни людей. Аристофан утверждает, что маслины и оливковое масло, наряду с хлебом, сыром, вином и солью, составляли основной рацион людей. Довольно быстро были обнаружены и лечебные свойства оливкового масла. Этот факт документально подтвержден множеством фармацевтических рецептов, сохранившихся в книгах кодекса Гиппократа. Роль оливы в культуре и искусстве Греции многозначна и представлена в древних мифах, в истории, в национальных и религиозных обычаях страны.
Масличные легенды Роль оливы в культуре и искусстве Греции многозначна и представлена в древних мифах, в истории, в национальных и религиозных обычаях страны. Самая известная легенда, связанная с оливковым деревом — история спора между Афиной и Посейдоном за покровительство городу, состоявшемуся в присутствии царя Афин Кекропа, который выиграла Афина, преподнеся в дар жителям города оливковое дерево. Геродот пишет, что до того, как богиня подарила городу первое культивированное масличное дерево, нигде на земле не было олив. С тех пор священное оливковое древо, растущее на скале Акрополь возле храма Эрехтейон, стало символом города. Эта легенда отображена и на западном фронтоне Парфенона. Здесь подчеркнута главенствующая роль оливкового дерева, изображенного в центре композиции.
Другая легенда объясняет культ оливкового дерева на острове Делос, связанная с рождением бога Аполлона. В момент, когда бог света родился, листья оливы стали золотыми на дереве, на которое опиралась мать Аполлона — богиня Лето во время родов. Наверное, и мои золотые оливы связаны именно с этой легендой.
Есть и другая легенда, связанная с дикорастущей маслиной в Олимпии, о которой упоминается у Павсания. Первая олива сорта «котинос» была посажена на берегу реки Алфей самим Гераклом, из древесины которой он и сделал впоследствии свою дубинку. Упоминания о священной оливе «котинос», растущей у храма Зевса в Олимпии, есть и у Пиндара в «Гимне олимпийцам». Эта олива не только давала тень в святилище, из ее веток также делали венки, которыми для отличия награждали победителей олимпийских игр. При плетении этих венков следовали специальной процедуре. Ветви оливы должны были срезаться золотым ножом юношей, у которого были живы оба родителя. Затем венки плели и связывали обязательно светлой шерстяной нитью. Перед награждением венки складывали на бронзовый треножник и хранили в святилище Зевса. Начиная с 5-го века до н. э. треножник был заменен на хрисоэлефантинный стол (из слоновой кости и золота), работы Колота, ученика и помощника Фидия, украшенный выразительными композициями.
Награжденные олимпийские чемпионы по возвращении на родину жертвовали оливковый венок храму покровителя своего города. В Олимпии каждые 4 года кроме олимпийских игр проходили также празднества, посвященные богине Гере. В их программу входили состязания в беге среди девушек, победительница забега также награждалась оливковым венком. Археологические находки указывают еще и на то, что при голосовании за изгнание-остракизм в Сиракузах на листочках масличного дерева чернилами записывали имена кандидатов в изгнанники (такая практика называлась петализмом).
Православная олива
Олива и особенно оливковое масло являются значительной частью культуры и современной Эллады, преломляясь непосредственно в греческих традициях и религии. Оглядываясь на времена появления Христианства, мы видим, что новая религия активно использовала образ оливкового дерева и само оливковое масло в своих культовых обрядах. Первое упоминание об этом мы встречается в Книге Бытия, первой книге Ветхого Завета. Ной после всемирного потопа посылает голубя удостовериться в том, что воды отступили с поверхности земли, и голубь возвращается, держа в клюве оливковую ветвь.
В культовых обрядах Православия оливковое масло обязательно используется в трех из семи таинств: Крещение, Миропомазание, Соборование. Является также неоспоримым и тот факт, что Православие неразрывно связано с новогреческой народной культурой: одно всегда неизбежно влияло на другое, что проявляется и до сих пор в культовых обрядах, главным образом, в сельской местности.
Дерево маслина и его масло, несомненно, являлись катализатором этих взаимоотношений, недаром в Христианстве олива во все времена символизировала мир, духовную радость и благодать. Греческие традиции придали дереву также и другие значения, связывая оливковое древо как с хорошим здоровьем, физической силой и красотой, так и с понятиями благоденствия и процветания, поскольку во все времена в сельской местности культивирование маслин являлось гарантией экономического достатка. В религиозном контексте народных поверий олива и оливковое масло связывают простого человека с Христом и Богоматерью, а также и с остальными святыми.
Маслом наполняют светильники и кадила в церкви и лампадки перед иконами. Маслом из лампады перед иконой Святого Николая моряки окропляли бушующие морские воды для их усмирения. Масло оливок и молитва помогали от сглаза. Оливковое масло и сами оливки являются главной пищей во время постов, в погребальных и поминальных обычаях. Проникновение в искусство Для того, чтобы проследить, как олива попала в искусство, нужно вернуться назад в далекое прошлое. Вспомним историка Средиземноморья Фернана Броделя, отождествлявшего бассейн Средиземного моря с границами района возделывания оливок. Он пишет: «Средиземное море начинается там, где растут первые маслины на севере, и кончается там, где появляются первые финиковые рощи на африканском континенте». Непосредственная связь оливы с местностью приводит к вневременной ее связи с цивилизациями, возникающими в Средиземноморском бассейне. Примером служит голландский художник Винсент Ван Гог, создававший свои полотна с оливами (1889 год), которого вдохновляла жизнь в сельской местности на юге Франции.
Непосредственно на территории Греции оливковое древо и его плоды стали вехами в эволюции культуры. Они выступают в качестве катализатора в художественном выражении в литературе, так же как и в коллективном самовыражении греков с древности и до наших дней. Древнейшие изображения оливы относятся к эпохе великого расцвета Минойской цивилизации (1700 г. до н. э.). Позднее, примерно в 6 веке до н. э. , на чернофигурных аттических сосудах, появляются изображения сцен сбора урожая оливок. В классической эпохе на западном фронтоне Парфенона, изображены Афина и Посейдон, с оливковым древом в центре композиции.
Тенденция к изображению основных мотивов окружающей среды сохраняется и в церковном искусстве Византийского периода. Здесь оливковое древо связано с характерными сценами истории религии. Это и сцена с Ноем и голубем, у которого в клюве зажата оливковая ветвь, это и молитва Христа на Елеонской горе, и Вознесение, и многое другое.
Несмотря на смену веков и общественные и политические изменения, произошедшие на территории Греции, связь человека и природы сохраняют свой фундаментальный характер. Олива стабильно остается в центре внимания тематических интересов художников и в новогреческие времена, независимо от неизбежного влияния различных европейских течений изобразительного искусства.
Оливковая поэзия Вся глубина связи маслины и греков однозначно и уникально выражена в народной песне, которая является одним из основных факторов коллективного самосознания. В минуты радости и печали (прощальные песни, панихиды и т. д.) олива и оливковое масло часто занимают символически главное место:
«Из земли родится вода, а из оливы масло. От матери же доброй Родится молодец». (Народная песня)
Народная поэзия представляет собой безымянную часть греческой литературы. Среди авторской поэзии следует особо отметить имя поэта Костиса Паламаса (1859-1943гг.), который в своем стихотворении «Олива» пишет: «. . . Я не белая, ароматная Роза или цикламен. Глаза души я затмеваю, В других глазах — старуха я. Не любовница я соловья, Богиня меня возлюбила. Олива я священная.
Где ни приживусь, там мой дом, Меня не покидают плоды, И до старости самой глубокой Не стесняюсь трудиться сама. Со мной благословение божье, Всегда в процветании я. Олива я священная. . . » Напоследок хочу подарить читателям журнала «Наша Греция» стихотворение моего друга, поэта Стелиоса Маргоменоса, который вложил в эти строки всю сущность присутствия оливы в искусстве и культуре Греции: «Простая ветвь оливы является символом Афины, венком олимпийца и его победы великой.
Это та самая ветка, что в клюве голубь принес после потопа великого и в руки Ною отдал.
Ее плоды — дары земли И жизни благословенье. Без масла оливы в лампаде Огонь не горит, погаснет свет, не будет и таинства Крещения.
Это оливковое дерево, посвященное Богу, начертавшему на нем «ЭЛЛАДА».
(Константин Валаис)