Здороф.ру — Источник здорового контента
Image default
Культура

Мультипликация: между рисунком и фотографией

Искусство мультипликации, будучи частью “общего” киноискусства, развивалось с ним примерно одним и тем же путем. Естественно предположить, что их общим началом стали “движущиеся картинки”. Изобретением, приводящим статичные рисованные изображения в движение (чаще всего — фигуры танцоров или борцов на ринге), стал так называемый фенакистископ Ж. Плато (дата демонстрации — 1832 г.). Его аналог был создан в это же время С. фон Штампфером и назывался стробоскоп. Позже к уже имеющимся изобретениям прибавился зоотроп (“живое вращение”) У. Д. Горнера — барабан, внутри которого вращались картинки. Позже зоотроп был соединён Э. Рейно с “волшебным фонарем”, что позволило наблюдать эффект сразу многим зрителям (1877).

Не углубляясь в теоретические основы работы всех этих устройств, стоит вкратце отметить, что иллюзия движения в них создавалась благодаря одному из свойств человеческого восприятия — персистенции. Персистенция позволяет увидеть динамический эффект в последовательности статичных объектов. На этом, собственно, основан весь кинематограф. 

Появлению первых мультипликационных фильмов современный зритель обязан таким творческим деятелям, как Д. С. Блэктон, Э. Коль, У. Маккей. Эти авторы часто пользовались меловыми рисунками, которые создавались непосредственно в кадре. Блэктоном в “Очарованном рисунке” (1900) был заявлен основной метод мультипликации — покадровая съемка отдельных фаз движения. Ещё одна его работа — “Комические фазы смешных лиц” (1906) — отличалась наличием новой для того времени силуэтной анимации — поочерёдным прибавлением частей к рисунку до его готовности. Мультипликатор Коль продолжил традицию покадровой съёмки Блэктона, а также ввел “правило вертикальной сьемки”: наиболее качественные снимки у него получались в случае, если камера была закреплена вертикально. Упомянутый Маккей в наибольшей степени известен как создатель первого “психологического” персонажа — диназавра Герти (“Динозавр Герти”, 1914), немного ленивого, невнимательного и слегка заносчивого. В дальнейшем над “психологией” мультипликационных персонажей будет усердно работать великий У. Дисней. 

Теперь к Диснею. Вряд ли для читателя будет неожиданностью тот факт, что Дисней внёс неоценимый вклад в развитие мультипликационного кино. Это и первый звуковой (“Параходик Вилли”, 1928), и первый музыкальный (“Пляска скелетов”, 1929), и первый цветной мультфильм (“Цветы и деревья”, 1932). Кроме того, Дисней, как никто другой, обеспечил мультипликационный фонд внушительным числом персонажей и характеров: главный, конечно же, — Микки Маус, а также принцессы Жасмин и Рапунцель, Русалочка, Малефисента, Аладдин, Пиноккио и многие-многие другие. Впоследствии, кстати говоря, к числу ярчайших персонажей прибавятся любимые детьми кот Том и мышонок Джерри, правда, созданные уже другими авторами (У. Ханна и Д. Барбера, 1940).

Как и в случае с игровыми фильмами, мультипликационные нередко снимались сериями. Так, первый телевизионный сериал — “Кролик-крестоносец”, вышел уже в 1950 году. В 1960-м на экраны вышли комедийные “Флинстоуны”: часто используемый сюжет в современном кино — жители из прошлых веков или даже тысячелетий активно пользуются удобствами современности. Как известно, спустя несколько десятков лет появятся “Симпсоны” (с 1989 года), а за ними целая череда зарубежных мультсериалов. 

В связи с упоминанием о серийной мультипликации нельзя не затронуть тему советского мультпроизводства. Так, например, обе известные советские студии “Союзмультфильм” и “Киевнаучфильм” действительно выпускали подобные сериалы: первая — “Маугли” Р. Давыдова (начало — 1967 г.), вторая — “Остров сокровищ” Д. Черкасского (1988). Более того, говоря о советских мультипликационных фильмах, нельзя не признать, что в них содержится нисколько не меньшее число запоминающихся персонажей — волк и заяц из “Ну, погоди!”, весёлые жители из села Простоквашино, блудный попугай Кеша, Иван и Забава из “Летучего корабля”, энергичные бременские музыканты и др. К слову о достижениях, здесь можно вспомнить и то, что первый кукольный мультфильм был снят в России балетмейстером (!) А. Ширяевым ещё в 1906 году. 

Что касается настоящего момента, то, несмотря на всеобщую компьютеризацию, технологический процесс создания мультпроизведений упростился и усложнился одновременно. С одной стороны, появилось множество компьютерных программ: теперь мультфильмы можно делать даже в интернете (с помощью Adobe Flash). С другой — возникают вопросы, касающиеся демонстрации уже готового продукта на экране. Отсюда, к примеру, создание все большего числа фильмов в формате IMAX.

Однако в конце следует отметить ещё один момент. Пожалуй, можно согласиться с тем, что использование возможностей мультипликации имеет гораздо меньше ограничений, чем, скажем, игровые фильмы. Хотя бы потому, что в мультфильме можно нарисовать все. И главное — это «все» будет выглядеть натурально.

Похожие статьи

Что представляет собой умный дом Xiaomi?

sven666

Истоки нидерландского Возрождения: творческий мир Яна ван Эйка

shalnaya

Роль оливы в культуре и искусстве Греции

shalnaya

Оставить комментарий