19 марта , 2024

    Литография в Европе и России

    Новое на сайте

    Преимущества украшений с лунным камнем

    В мире драгоценных камней лунный камень занимает особое место....

    Как узаконить пристройку к дому

    Вопрос о том, как узаконить пристройку к дому, волнует...

    Когда следует сделать МРТ?

    Тяжело представить современную медицину без МРТ. Этот диагностический метод...

    Основные методы дезинфекции

    Проведение дезинфекции является необходимой процедурой, которая активно используется при...

    Искусственное оплодотворение для одиноких женщин: особенности

    В современном обществе все большее количество женщин сталкивается с...

    Литография — это самый последний вид эстампа. Решающим моментом является здесь особый способ обработки доски. Литография есть плоская печать, гравюра на дереве — выпуклая, гравюра на меди — углубленная. Такая гравюра создается ручным способом или травлением клишэ, тогда как камень обрабатывается исключительно химическим способом. Рисунок надо наносить на камень содержащими жир чернилами, после чего камень покрывается кислотой. Жир и кислота враждебны друг другу. Там, где жир проник в камень, кислота не действует; где подействовала кислота, не пристает жирная типографская краска. Если теперь на оставшуюся гладкой поверхность накатать краску, то лишь те места, до которых дотронулся рисовальщик, так что в процессе печатания рисунок переносится полностью.

    Такая техника вошла в употребление в XIX веке. Дешевый и быстрый способ распространения рисунка был нужен веку промышленного развития.

    Как ни послушно воспринимает и распространяет литография любой вид рисунка, все же главная ее сила лежит там, где она дает то, чего никакая другая техника дать не может. Не каждый хороший рисунок является вместе с тем хорошей литографией. Она открывает специфические возможности и эффекты, бывшие до ее изобретения недоступными приемами печатного размножения. Сюда — к этой области — относится зернисто-мягкий и живописно широкий штрих карандаша. Создаваемые карандашом тональные поверхности, постепенно расходящиеся и неуловимо сливающиеся; для нее доступно, наконец, любое рисование кистью, вплоть до работы многоцветной тушью и акварелью.

    На первых порах увлечения новым техническим достижением удовлетворялись возможностью размножать печатным способом классические линейные рисунки. В дальнейшем и на этом поприще проявлялась деловитость и умелость берлинских художников. Архитектор К.Ф. Шинкель создавал несколько литографий, весьма различных по технике. Больше всего романтиком из берлинских художников является пейзажист Карл Блехен, которому удалось в некоторых своих литографиях с тонким пониманием возможностей техники передать очарование лунной ночи.

    Как высшую точку немецкой литографии раннего периода являются работы Менцеля. Свободный от обязательств и принуждения, он доходит до виртуозности. Заливкой тушью и выскабливанием освещенных мест достигает он совершенства в передаче светотени, мерцания света, сумерок, в характеристике материала, в разнообразии форм и иллюзии достижения.

    Расцвет французской литографии, который начался около 1820 года, привел не только к широкому и разностороннему использованию техники, но и к высоким художественным достижениям. Обстоятельства сложились в Париже благоприятнее, чем в Германии.

    Литография расцвела под влиянием романтизма, романтизма в самом широком смысле слова, и для передачи живописно-мягких форм она распологала большими данными, чем всякий другой род эстампа. Прюдон, который придал нежность классическим схемам, понял дух литографии, и характер светотени в его картинах заставлял останавливаться на литографии. Жан Батист Изабэ, художник-миниатюарист, нежными переходами мягких красок изображавших обаяние женщины, успешно сумел перенести свой художественный язык и в новую технику. В некоторых портретах он не может вполне освободиться от влияния образцов английской пунктирной медной гравюры XVIII века, в других же местах он верным инстинктом улавливает то специфическое, что свойственно литографии, и создает постепенные переходы серых, серебристых, прозрачных тонов. В литографии он пришел к нежной и ласковой романтике.

    Литографии Эдуарда Манэ в большинстве случаев являются повторениями его же картин. В рисунках проявляется лишь одна сторона его искусства, а именно умение охватить целое одним широким взглядом.

    Лишь на посмертном аукционе стало известно, что Дега с увлечением занимался литографией, и превосходно умел размножать свои рисунки. Исключительно редкие оттиски принадлежат к величайшим сокровищам.

    Наиболее значительным мастером ранней русской литографии является А.О. Орловский. Отличный рисовальщик, обладавшей характерной острой манерой, Орловский оставил множество бытовых картинок русской жизни, карикатур, лошадей.

    Свои литографии Орловский выпускал в виде серий. Его литографии вызвали ряд подражаний, что побудило художника ходатайствовать о выдаче ему привилегии на печатание его литографских рисунков и запрещение их копировать.

    Рисунки Боровиковского характеризуются определенностью четкой штриховки, а для Венецианова и его школы характерна гладкая, зернистая манера.

    Одним из первых художников, выступавших с литографированными пейзажами, был А.Я. Мартынов. Он оставил много видов Петербурга и его окрестностей, выдержанных в мягком сером тоне, с любовной обработкой малейших деталей, что, не вредя единству его рисунков, придало им характерную стильность.

    Весьма значительным мастером городского пейзажа был С.Ф. Галактионов, исполнивший несколько видов Петербурга и окрестностей. Его литографии, технически виртуозные, всегда прекрасно скомпанованы и блещут тончайшими валерами; оттиски Галактионовских видов встречаются в превосходной раскраске.

    Среди портретистов ранней поры русской литографии на первое место следует поставить О.А. Кипренского, — технически его литографии целиком примыкают к его карандашным рисункам; в них, также, изумительная мягкость и свобода карандашного штриха, сочетаются с твердостью и артистической уверенностью трактовки форм. Характерно для литографских портретов Кипренского редкостный такт художника, в смысле остановки во время; Кипренский всегда знает, когда он сказал все, и не признает лишних слов, что придает его художественной речи полную убедительность. К лучшим листам его следует отнести портреты кн. П.А. Гагарина, поэта И.И. Козлова, А.С. Шишкова, два портрета Александра I.

    Портретная литография насчитывает несколько примечательных художников: Щедровского, Калашникова, Резвого, Горбунова.

    Известный анималист Н.Е. Сверчков исполнил отличный «альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов».

    Талантливый ученик Шишкина Ф. Васильев исполнил для «Художественного автографа» 1870 года чудесную литографию «Дождь», которую можно поставить на одно из первых мест среди русских литографированных пейзажей.

    В.Г. Перов в своих «Сидящем старике» и «Сыне дьячка», высказал большое мастерство художника-литографа.

    Оглядываясь на то, что дала литография, с точки зрения ценителя искусства, можно определенно сказать, что творческая воля художника всегда обращалась к этому удобному средству, если он хотел выразить что-либо помимо простого наблюдения и наглядного созерцания.

    Страсть, нетерпеливо направленная на быстрые, сильные и широкие действия, стремящаяся поделиться чем либо, высмеять, рассказать или создать поэтический образ, постепенно обращалась к этому способу выражения, так что история литографии представляет собою галлерею своеобразных и активных личностей, не имеющих между собой ничего общего, кроме потребности к выражению неистощимого богатства образов.