Здороф.ру — Источник здорового контента
Image default
Дети

Карманные деньги как фактор экономического воспитания детей

Трудно себе это представить, но когда-то денег не было. Вместо них использовались различные товары, которыми обменивались люди. Но это было неудобно, так как приходилось порой совершать несколько обменов, пока получишь то, что нужно. Потому стали использовать вместо товара различные предметы, которые явились прообразом денег: ракушки, кусочки металла, деревянные дощечки, бусы, камешки и пр. Со временем роль денег стали выполнять небольшие слитки золота, серебра и меди, которые разрубались на более мелкие части. Так на Руси возникло слово рубль. Чтобы пометить, какую ценность представлял тот или иной кусочек металла, на них стали изображать их номинал и знак, по которому можно было определить страну происхождения. В России только металлические деньги использовались до конца 18 века, но их стало не хватать, и Екатерина Вторая приказала печатать бумажные деньги.

В те времена и речи быть не могло о карманных деньгах для детей. Иное дело — наши времена, когда любому ребенку необходимо иметь небольшие деньги на собственные потребности. Задача родителей — знать об этих потребностях, рассчитать, соответствуют ли они возможностям, и отложить эту сумму. Конечно, совсем маленькому человечку деньги ни к чему, его потребности полностью обеспечивают родители. Когда малышу исполняется четыре-пять лет, он начинает интересоваться, что сколько стоит, хватит ли в кошельке мамы денег на игрушку или лакомство. Наступило время для обучения ребенка финансовой грамотности. 

Перед выходом с магазин можно заранее написать список самых необходимых покупок, учитывая те, что хотел приобрести ребенок. Потом вместе с ним пересчитайте деньги в кошельке и рассчитайте, хватит ли их. Если сумма достаточная, то ребенок уверен, что получит желаемое. Но лучше сделать так, чтобы малыш подумал, на чем можно сэкономить. Например, вместо большой шоколадки и мороженого он получит только маленькую шоколадку. Такой прием научит ребенка не требовать лишнего и экономить деньги.

Обычно первые карманные деньги выделяются детям, когда они идут в школу. Первоклассники уже умеют считать и с увлечением покупают в школьном буфете пирожки и булочки, в транспорте с гордостью оплачивают свой проезд, в магазине могут купить наклейки, канцтовары и пр. И всегда перед ними стоит проблема выбора. Просчитывая различные варианты покупок, ребенок не просто учится счету, но и активно развивает свой головной мозг. Выделенная сумма должна быть в пределах того, насколько тот овладел счетом. Если ему дарят достаточно много денег, например, на день рождения, можно отложить их в копилку на более крупные покупки, сообразуясь с потребностями и желаниями самого малыша. 

Когда ребенок повзрослеет, выделенную сумму можно увеличить и ослабить контроль за ее тратой. Таким образом, родители подчеркивают свое доверие к ребенку и воспитывают в нем самостоятельность и ответственность. Оптимальной считается сумма на личные расходы младшеклассников не более 100 — 150 рублей в неделю, а подросткам в размере от 500 до 1000 рублей. Но если семья не в состоянии этого сделать, можно выделять и меньше, но ребенку надо объяснить такое решение, иначе может возникнуть конфликт в семье. Конфликт может быть и с одноклассниками, если предстоят коллективные траты, например, на подарок учителю, а подросток ничего не вносит в этот котел. Конфликт может возникнуть и по другой причине, когда в коллективе есть более обеспеченные, чем остальные, дети. Такая «золотая молодежь» может сгруппироваться и с презрением относиться к менее богатым одноклассникам, а те, в свою очередь, будут либо завидовать им, либо враждовать с ними. Поэтому, выделяя карманные деньги, следует поинтересоваться, какие суммы выделяет большинство родителей, и придерживаться тех же пределов. 

Ребенок непременно должен знать, где работают его родители и какова их заработная плата. Исходя из этого, целесообразно привлекать детей к подсчету месячного бюджета и распределению его по статьям расходов на продукты питания, услуг ЖКХ, проезд, спортивные секции, лекарства, хозтовары, одежду и обувь. В таком случае ребенок не будет требовать денег больше, чем ему могут дать. Можно научить ребенка составлять свой личный бюджет и записывать приход и расход карманных денег за определенный период.

Можно предложить ребенку заработать деньги на карманные расходы самостоятельно, но поощрять его следует не за постоянное поручение или за хорошую учебу, а за те виды деятельности, за которые бы вы заплатили другим людям, например, за ремонт автомобиля или за уборку снега на дачном участке. Если подросток хочет немного заработать после уроков или в каникулы, надо поощрить его желание. Но необходимо проследить, чтобы работа не нанесла вреда его здоровью и успеваемости в школе. 

Суммируя все вышесказанное, следует сделать вывод, что карманные деньги давать нужно, так как их наличие не только помогают ребенку адаптироваться в обществе, но и формируют его положительные черты характера: бережливость, ответственность, уважение к труду, а также способствуют экономической грамотности.

Похожие статьи

Как доходчиво объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо

shalnaya

Мальчик с девочкой дружил. Становление сексуальности

shalnaya

Отдых в Турции с ребенком 2019

shalnaya

Оставить комментарий