Здороф.ру — Источник здорового контента
Image default
Дети

Какими способами справляться с детскими обидами и повышенной обидчивостью?

Всем детям свойственно иногда обижаться. В норме обида лишь на время нарушает процесс общения. Вскоре все восстанавливается. Иное дело, если ребенок постоянно показывает данную поведенческую реакцию. Это может существенно нарушить коммуникации и общение с окружающими.

Повышенная обидчивость не несет ничего хорошего и способна навредить ее обладателю.

Что же делать?

У детей, которые привыкли на большинство ситуаций их не устраивающих реагировать обидой, а иногда и агрессией, небольшой набор поведенческих реакций. Как правило, они не знают или не умеют реагировать иначе, считая, что привычная форма поведения наиболее безопасна.

Обидчивым детям нужно показывать, как можно реагировать по-другому.

1. Нет обобщениям!

«Меня все обижают» — частая фраза, которую можно услышать от обидчивого ребенка. В этом случае нужно конкретизировать информацию, называя всех, с кем играл и общался ребенок и кто мог его обидеть. В первую очередь назвать тех, кто не обижает ребенка. При перечислении всех имен и уточнении обидчиков, выясняется, что не все обижают, а лишь некоторые, если такие имеются. К этому выводу необходимо прийти совместно с ребенком, чтобы у него не было желания прятаться и уходить в себя от всего мира.

2. Обратиться прямо

Этому способу обязательно нужно научить детей, попадающих в категорию обидчивых. Следуют научить ребенка (постепенно учить) прямо выражать свои чувства, высказывать свои эмоции тому, кто его обижает.

Обидчику следует сказать к примеру: «Мне досадно от того, что ты так делаешь (говоришь). Прошу тебя, не надо меня обижать (толкать, обзывать, оскорблять)». Важно учить малыша делать паузу после сказанного, чтобы увидеть реакцию обидчика. Есть большая вероятность, что сказанные фразы подействуют на другого ребенка, и он прекратит свои действия, наносящие обиду. Это хороший способ. Он позволяет выйти из конфликтной ситуации, отстоять свое мнение, при этом, не причиняя никому обиды.

3. «Не вижу, не слышу»

Прием игнорирования поможет в том случае, если не сработает прямое обращение.

Часто дети, которые склонны часто обижаться, для более активных детей становятся мишенями для насмешек. В такие моменты стоит включать режим «не вижу, не слышу», не замечать обидчиков или представлять в голове какую-либо любимую песенку, звучащую на полную мощность.

Сложнее применять этот прием эмоционально невыдержанным, импульсивным детям. У них не получается игнорирование, срываясь на крики, вплоть до драк.

Но учиться этому приему стоит. Его эффективность возрастает с взрослением ребенка.

4. Отговорки

Данный метод можно использовать тогда, когда пытаются обидеть именно словом. Заключается он в том, что на едкие, оскорбляющие слова ответить сарказмом, «оточенным» выражением. Например, на слово «Слюнтяй» ответить: «Привет, Слюнтяй. А меня зовут Костя».

5. Метод 3 шагов

Шаг 1: Произнести уверенным, твердым тоном обидчику: «Мне неприятны твои слова (или поступки)». Самое главное – соблюдать «сильный» тон, без послаблений.

Шаг 2: Если поведение обидчика не меняется, сказать: «Если ты не перестанешь это делать (говорить), я тебе стукну (ударю)». Неприменимо к девочкам.

Шаг 3: Если обидчик игнорирует предупреждение и ведет себя так же, то его можно стукнуть.

Объясняя этот метод обидчивому ребенку, нужно делать акцент на том, чтобы он четко соблюдал всю последовательность шагов. Только в этом случае сократиться количество агрессивных реакций, драк.

6. Познание других детей

Обидчивые дети считают, что все вокруг так и норовят оскорбить, обидеть их. Все внимание у них концентрируется на себе. Необходимо развивать в таких детям интерес к другим. Для этого следует создавать ситуации знакомства через проведение опросов, создание портретов сверстников, выяснение интересов других детей.

Когда они увидят, что другие дети интересны, они будут больше тянуться к общению. Проблема обидчивости начнет постепенно уходить.

7. Сравнение только с самим собой

Обиды ребенка часто возникают, когда другие дети в чем-то его превосходят: выигрывают в соревнованиях, побеждают в олимпиадах или конкурсах. Важным является научить ребенка, склонного к обидам, сравнивать свои успехи и достижения, свои результаты только со своими же. Например, в прошлом году он пробежал дистанцию и занял 7 место. Как обстоит дело в этом году? Что нужно делать, чтобы улучшить результаты? Так и с учебой.

8. «Ищем способ вместе!»

У обидчивых детей репертуар поведенческих реакций ограничен. Нужно помочь расширить его. Для этого совместно – взрослый и ребенок – прописывают все возможные варианты действий в ситуациях, когда кто-то пытается обидеть, оскорбить, обозвать. Затем идет обсуждение. Ребенок сам для себя выбирает лучшие, наиболее приемлемые варианты реагирования. Следующим этапом станет обыгрывание выбранных вариантов.

Работа с обидчивыми детьми требует большого упорства, умений и времени. Нужно подходить к ней с умом и четко поставленными целями. Ребенок будет чувствовать, что в нем заинтересованы, в его проблемах и будет идти на контакт.

Похожие статьи

Зачем ребенку домашний питомец

shalnaya

Истерика в магазине. Как успокоить ребенка и не допустить повторения ситуации

shalnaya

Основные тезисы воспитания ребёнка для начинающих родителей

shalnaya

Оставить комментарий