Здороф.ру — Источник здорового контента
Image default
Дети

Как мотивировать ребенка

Все люди время от времени делают то, что им делать совсем не хочется, но нужно. Одно дело, когда речь идет о взрослом человеке, который осознает, для чего это делается, а поэтому способен себя заставить. Совсем другое дело, когда мы говорим о ребенке. Если перед ним поставить задачу, которую ему не хочется выполнять, он станет отказываться, упираться, капризничать, плакать или вообще устраивать истерику. А, если поставленную задачу нужно выполнить, поскольку это принесет пользу самому ребенку, то следует постараться и сделать все возможное, чтобы у него к этому появилось желание. Ребенка нужно мотивировать.

Мотив — это внутреннее побуждение к активности, призванное удовлетворить определенную потребность человека. По определению понятно, что мотивация к какой-то деятельности находится не снаружи, а внутри самого человека. Чтобы человек что-то сделал, он должен сам этого захотеть. А захочет он только, если эта деятельность удовлетворяет определенную его потребность. Остается выяснить, какие потребности имеет ребенок, и объяснить, что выполнение нежелательной, но необходимой, деятельности поможет ему удовлетворить эти потребности.

Потребности у каждого ребенка разные. Они зависят от ряда факторов: возраста, пола, интеллекта, темперамента, способностей, характера, воспитания… Если родители внимательно относятся к своему ребенку, то знают, какие потребности он имеет. Есть дети, которые нуждаются в общении с другими детьми, а есть те, которые не имеют такой потребности, поскольку прекрасно чувствуют себя в одиночестве. Поэтому, мамина фраза: «Пойдем в гости, если ты напишешь пять слов», одного ребенка мотивирует, а другого нет.

Выпишите на листок все потребности ребенка. Конечно, речь идет не о базовых человеческих потребностях: в еде, отдыхе. Говорится о потребностях, завязанных на интересе: просмотр мультфильмов, видеоигры, поход в зоопарк… Их нужно выписать, а не просто обдумать, чтобы вспомнить и принять во внимание все, а также лучше осознать.

Как и потребности, мотивы тоже бывают разными.

1. Познавательный мотив, при котором ребенок что-то делает, поскольку ему интересно познавать мир и определенную деятельность в частности. Это идеальный мотив, поскольку ребенка не нужно поощрять. Например, есть дети, которые любят читать, поскольку им просто интересно, о чем пишется в книге.

Чтобы развить у ребенка познавательный мотив к какой-то деятельности, родителям следует представить ее в выгодном свете. Например, чаще повторять, что человек, который умеет читать, — умен, много будет знать, сможет рассказать что-то интересное другим людям, а поэтому с ним все захотят дружить, а также за знание такого человека будут уважать и брать с него пример. И самим подавать пример выполнения такой деятельности, чтобы ребенок видел позитивные последствия от нее.

2. Утилитарный мотив, при котором ребенок делает что-то, потому что знает, что получит за это вознаграждение. Продолжая пример с чтением, можно сказать ребенку: «Если ты прочитаешь этот абзац или страничку, то сможешь посмотреть мультфильм. Если же нет, то ничего смотреть не будешь». Конечно, здесь возможны варианты: сначала мультфильм, а затем чтение. Но такая перестановка деятельности и вознаграждения возможна только при определенных условиях. Например, если мультфильм транслируется прямо сейчас и закончится, пока ребенок будет читать. Или все внимание ребенка сосредоточено только на мультфильме, а поэтому чтение просто не способно принять на себя это внимание.

Также есть дети определенного склада характера, которые будут выполнять то, что требуется, только после получения вознаграждения. В целом же, сначала должно идти задание, а затем вознаграждение. Это является условием формирования законного эффекта: поскольку определенное поведение приводит к удовлетворению потребности, так будет происходить и в дальнейшем, когда эта потребность снова возникнет. Поэтому, для каждого поведения или привычки, которую вы хотите сформировать у ребенка, следует придумать «свою» потребность: «читать — смотреть мультфильм», «мыть посуду — играть», «гулять с друзьями на час дольше — вынести мусор»… Не следует смешивать все в кучу, поскольку тогда у ребенка не сформируется связь между определенным поведением и вознаграждением.

Родителям важно проявлять настойчивость в своих требованиях и правилах. Если они поставили ребенку определенные условия, следует их придерживаться. То есть, если ребенок отказывается читать, то и мультфильм он не получает, несмотря на возможные слезы и истерику. Не следует недооценивать хитрости и манипуляционные способности детей. Они прекрасно знают, на какие «кнопки» родительской души следует надавить, чтобы получить желаемое.

Еще одним чрезвычайно важным условием мотивации детей к выполнению определенного задания является выполнение этого задания самими же родителями. Ребенок не может понять, зачем ему читать, если своих родителей он ни разу не видел с книгой в руках. Дети нас не слышат. Дети нас смотрят. Поэтому, если родители хотят привить ребенку хорошие привычки или следование определенным правилам, им нужно самим демонстрировать такое поведение. И наоборот, если родители не хотят, чтобы ребенок вел себя определенным образом, им самим не нужно так поступать.

3. Похвала — сверхмощный мотив, представляющий собой разновидность утилитарного, но вознаграждением за правильное поведение здесь выступает слово. Кто-то больше, кто-то меньше, но похвалу любят все. Особенно, если она звучит от авторитетного человека, а возможно еще больше — в присутствии других. Хвалите ребенка за каждый, даже мельчайший, хороший поступок. Хвалите также в присутствии других людей, чтобы ребенок это слышал. Не бойтесь перехвалить, поскольку нет такого понятия, так же, как и понятия «перелюбить». Похвала окрыляет ребенка, повышает его самооценку, улучшает отношения с тем, кто его хвалит, и способствует тому, чтобы ребенок становился лучшим.

Что касается критики за неправильное поведение, то на ней не следует акцентировать внимание. Нужно спокойным тоном, ни в коем случае не обижая ребенка, сказать, что именно он сделал неправильно, разъяснить, как нужно было делать и мотивировать ребенка к правильному поведению в дальнейшем. Но, в повседневном общении с людьми мы привыкли не хвалить их за элементарные, по нашему мнению, поступки и действия, но, если они сделают, хотя бы что-то не так, обращаем на это внимание, выражаем свое недовольство словами или эмоциями. Если ребенка больше критиковать, чем хвалить, у него создастся впечатление, что он все равно делает все не так, а поэтому, можно и не стараться.

4. Мотив социальной значимости, который заключается в убежденности ребенка, что определенную деятельность так хорошо, как он, не выполнит никто. Например, взрослые постоянно говорят: «В нашей семье так хорошо, как ты, никто не может вымыть посуду, сложить вещи, выгулять собаку». Когда ребенка просят сделать это, он понимает, что без него никто не справится, и поэтому соглашается.

5. Мотив страха, при котором ребенок делает что-то, поскольку боится последствий невыполнения. Например, ребенку говорят: «Если ты не будешь чистить зубки, то они почернеют, начнут болеть и выпадут. Будешь, как бабушка!». Этот мотив считается действенным, но нехорошим, поэтому его следует по возможности заменить другим, например, утилитарным. Они похожи, но имеют принципиальное отличие: при утилитарном мотиве ребенок делает необходимое, поскольку ждет вознаграждения; при мотиве страха он делает необходимое, поскольку боится потери, наказания.

В будущем это может сформировать у человека один из типов поведения: стремление к достижениям или боязнь неудачи. Если ребенок воспитан на мотиве страха, в зрелом возрасте он может избегать рискованных шагов, которые, могут привести его к успеху, а жить по принципу: «как бы чего не вышло». Поэтому вышеприведенную фразу в примере с гигиеной зубов лучше заменить следующей: «Если ты будешь ежедневно чистить зубки, то они будут белыми и крепкими. Будешь грызть яблоки и морковку, как зайка!». Для лучшего эффекта можно показать ребенку зайчика, который с аппетитом грызет овощи. И, конечно же, самим ежедневно чистить зубы, чтобы подавать ребенку полезный пример.

Иногда родители жалуются, что ребенку приходится одно и то же повторять по нескольку раз, а он словно и не слышит или преднамеренно поступает иным образом. Но это можно сказать и о взрослых, которым тоже время от времени приходится повторять одно и то же, пока не наступит осознание, что нужно делать именно так, как просят. Дети — они тоже люди! Им тоже иногда нужно время, чтобы осознать вещи, которые для родителей могут казаться элементарными.

Таким образом, чтобы мотивировать ребенка к выполнению определенной деятельности или закреплению хорошей привычки, следует запомнить несколько правил:

1. Определить (записав!) все потребности, которые на данное время имеет ребенок.

2. Попробовать мотивировать его с помощью вышеприведенных мотивов, отдавая приоритет познавательному мотиву, и по возможности не использовать мотив страха.

3. Подавать личный пример того, как следует делать.

4. Хвалить даже за малейший хороший поступок.

5. Не акцентировать внимание на негативном поведении, стимулируя к позитивному.

6. Набраться терпения в воспитании ребенка, объясняя ему то, что нужно, столько, сколько потребуется для осознания сказанного вами.

Похожие статьи

Хотите воспитать счастливого ребенка? Тогда не совершайте 8 этих поступков!

shalnaya

Как летать на самолёте с ребёнком

shalnaya

Кризис 1-го года, как распознать и пережить?

shalnaya

Оставить комментарий