Мария Монтессори разработала уникальную методику воспитания ребенка, которая базируется на создании для него таких условий, которые бы активизировали заложенный природой интерес и любознательность. Ее технология – это альтернатива жестокому догматизму, муштре и тоталитарному стилю поведения в семье.
Главная цель системы – стимулировать ребенка к саморазвитию, к самостоятельному познанию окружающей среды путем самостоятельного выбора деятельности, форм и методов работы.
Принципы саморазвития по М. Монтессори
В основе системы саморазвития ребенка Марии Монтессори лежит 8 основополагающих принципов, вокруг которых формируется методика и технология развивающего процесса.
Антропологический принцип заключается в принятии идеи о центральном значении ребенка в процессе воспитания. Главная задача педагога – уважать и ценить духовною свободу человека с рождения, относиться к нему как к равному, создавать необходимые условия для его всестороннего развития;
Принцип свободы – один из ключевых в технологии самовоспитания. Ложная трактовка его часто сводиться к пониманию как такого, что развивает в детях чувство вседозволенности и хаоса. Но свобода в понимании М. Монтессори заключается в праве ребенка выбирать место для работы в рамках предоставленного пространства, выбирать предметы и методы для развития, в предоставлении права выбора дидактического материала и форм работы, партнеров для общего творчества;
Концентрация внимания – важный принцип, который заключается в побуждении у ребенка внимания «изнутри», а не навязывании его извне указаниями и правилами. Ребенок должен найти то занятие, которое приносит ему радость и максимально раскрыться в нем, научиться доводить начатое до конца и получать от этого удовольствие;
Принцип специально организованной среды. Это пространство, в границах которого ребенок может передвигаться и работать. Оно должно максимально соответствовать возрасту ребенка, удовлетворять его любознательные запросы;
Сенситивный принцип – это соблюдение сенситивных этапов в развитии ребенка. Согласно педагогике М. Монтессори до шести лет ребенок проходит шесть основных сенситивных периодов.
Принцип порядка и ограничений. В обстановке окружающей среды не должно быть дублирующих себя предметов. Это помогает увеличить интенсивность детского восприятия, стимулирует концентрацию внимания;
Принцип актуального и ближайшего развития. Одинаковыми усилиями нужно развивать те навыки, которые ребенок может тренировать самостоятельно без вмешательства взрослых и те, которые требуют постоянной поддержки педагогов и родителей;
Принцип социальной интеграции заключается в создании разновозрастных групп. В таких группах дети развиваются быстрее и имеют больше возможностей для реализации своего внутреннего потенциала.
Рациональное сочетание всех основных принципов создает эффективные условия для саморазвития ребенка.
Технология саморазвития: ключевые идеи
В центре самообразовательной технологии М. Монтессори находится ребенок и особенный взгляд на его природу, который опирается на такие идеи:
в каждом ребенке заложена природная любознательность, которую нужно открыть и развить;
ребенок развивается за своими естественными потребностями, он сам определяет, что и когда ему нужно делать, какие методы и материалы для этого использовать;
сознание ребенка с рождения «впитывает» элементы и знаний окружающей среды, поэтому важно рационально организовать ее, чтобы равномерно развивать все его способности;
развитие ребенка нужно организовать так, чтобы его просьбы к учителям звучали таким образом: «Помоги мне сделать это самому!»
Очень важно соблюдать индивидуальный подход к каждому ребенку, не загонять его в рамки условностей и общеобразовательных понятий. Он должен осознать свою ценность как личности и самостоятельность в свободе выбора.
Элементы технологии: ребенок, окружающая среда, педагог
В центре технологии саморазвития М. Монтессори находится понятие о ребенка, как об уникальном индивидууме, об окружающей среде и о педагоге, как наставник и помощнике.
Каждый ребенок рождается с глубоким внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит полностью от тех условий, в которых он пребывает. Они формируют окружающую среду – второе важное понятие в педагогике М. Монтессори.
Развивающая окружающая среда – важный элемент технологии самовоспитания. Она организовывается на основе главных принципов развития ребенка. К помещению имеется ряд важных требований, соблюдение которых гарантирует ее эффективность и функциональность:
эстетическая ценность, удобство и комфорт;
чистота и порядок, полное соблюдение принципа ограниченности (дидактические материалы имеются в одном экземпляре);
зонирование территории за видами деятельности;
наличие в среде разновозрастной группы;
наличие квалифицированного и ознакомленного с методикой педагога.
Педагог в системе самовоспитания Монтессори играет важную роль. К нему выдвигается ряд своих требований и пожеланий.
Учитель – это посредник между ребенком и возможностями образовательной среды. Он не должен навязывать свое видение, мысли и идеи, а подталкивать ребенка к собственным решениям и творческому поиску. Педагог, наблюдая за работой и действиями детей, идентифицирует их интересы и наклонности. Учитывая их, он выстраивает такую систему общения с ребенком, при которой максимально раскрывается самостоятельный потенциал малыша.
Работу в окружающей среде учитель должен организовывать таким образом, чтобы у ребенка в результате возникало чувство о своей самостоятельности. Он должен ощущать свою ответственность за свои результаты, чувствовать, что все, чего он достигает – это результат исключительно его стараний и усилий.
В своей работе учитель должен опираться на такие основные идеи о саморазвитии детей:
учитель – не наставник, а помощник. Самый активный участник процесса развития – это ребенок;
лучший учитель для ребенка – это он сам;
общение между детьми – основа воспитания. Общаясь, они учат друг друга;
нужно заинтересовать ребенка, а учиться он будет самостоятельно;
основа саморазвития – свобода в выборе, действиях, мыслях;
на крики, запреты и указания – табу. Учитель – не лидер;
Не смотря на непривычное для классического учителя количество ограничений, его в роль в воспитательном процессе значительна. Он должен быть наблюдательным, чутким, терпеливым и понимающим, верить в каждого ребенка и уметь в каждом из них увидеть скрытые возможности.
Организация окружающей среды: зонирование пространства
Окружающая среда должна быть организована соответственно сенситивным этапам развития ребенка. Только так он сможет своевременно развить в себе необходимые навыки и умения. Важно также соблюдать деление среды на функциональные зоны. Единственного правила на этот счет не существует, но ориентировочно должны присутствовать такие основные зоны:
зона сна. Это кровати и постельные принадлежности. Важно сформировать у ребенка понятия о том, что кровать – это место сна. На ней нельзя играть, кушать или читать книги;
зона для работы должна иметь несколько полок на высоте, доступной для ребенка. Полки заполняются дидактическими материалами, кубиками, карточками, развивающими игрушками. Периодически наполнение полок обновляется: педагог наблюдает, какие вещи используются менее всего и заменяет их на другие;
место для занятий – это мягкий коврик, стол и стул, соответствующие росту ребенка;
уголок для чтения – мягкое кресло, полочки с книгами, лампа с рациональным освещением. Книги периодически нужно менять;
Если развитие ребенка по системе М. Монтессори организовывается дома, то обустраиваются дополнительные зоны: для еды, хранения одежды, личной гигиены.
Зонирование пространства приучает ребенка к порядку. Выполнение заданий и работы в каждой зоне помогает лучше концентрировать внимание, не отвлекаться.
Недостатки саморазвития по М. Монтессори
Современная педагогика большое значение в развитии детей отдает творчеству. В системе саморазвития М. Монтессори творчество практически не фигурирует, акцент делается на развитии аналитических навыков, мелкой моторики, логики. Творчество же считается фактором, которые тормозит развитие и создает вокруг ребенка вымыленный мир, отдаляя его от предметного мира, который в системе считается основой развития. Умалчивается и о значительной роли книг. Чтение не запрещается, но и не поощряется.
Саморазвитие по М. Монтессори имеет свои недостатки и преимущества. Оно имеет большое значение для развития самостоятельности ребенка, ответственности у него за свои поступки и действия. Эта технология требует усидчивости и наблюдательности от педагога, а также умения доверять детям, желания увидеть в них заложенный природой потенциал.
Но в то же время, существует риск развития у детей чувства вседозволенности, отсутствия правил. Поэтому развитие ребенка по методу Монтессори лучше доверить специалистам, чтобы не исказить ключевые принципы саморазвития и обучения ложным пониманием сути методики.