Здороф.ру — Источник здорового контента
Image default
Дети

Если ребёнок не готов к школе

Всё чаще в последнее время наше общество сталкивается с очень тревожной проблемой — дети не готовы к школе. Отсутствие внимательности, усидчивости, рассеянность свойственны каждому шести-семилетнему ребёнку. Но неумение вести себя в коллективе, обмороки на уроках, невосприятие того, что говорит учитель, беспокоит педагогов. И служит очень тревожным сигналом для родителей.

Воспитание ребёнка начинается в семье. Это знают все, но выводы делают немногие. Иногда известные люди, добившиеся высоких вершин в науке, медицине, спорте, других областях жизни общества, рассказывая о семье, в которой воспитывались, отмечают, что их родители никогда не ругались, не сквернословили. Но ведь так не бывает. Значит, родители умели спрятать свои негативные эмоции от ребёнка, не поранить его душу. К сожалению, умеют это немногие. А ребёнок подобен губке, впитывает всё, что наблюдает, и прежде всего от родителей. Папа пьёт водку, бьёт маму. Значит, так и должно быть. И вот уже малыш замахивается на маленькую девочку. И не понимает, почему его за это ругают. 

В последние годы как бы на второй план отошло воспитание в детском садике, в далёкое прошлое ушли пионерские лагеря, и дети во время каникул зачастую предоставлены сами себе, следовательно, улице. Отсутствие детсадовского воспитания сразу же самым негативным образом сказывается на учёбе в школе. Ребёнок не умеет себя вести в коллективе, он не привык, ему страшно. И он замыкается в себе, очень переживает свой дискомфорт. Очень трудно и учителю, и родителям помочь ребёнку адаптироваться в коллективе. Здесь нужно проявить очень большое терпение на протяжении всего учебного года и знания методики преподавания и воспитания маленького человека в начальной школе.

С первых дней учитель начальных классов сталкивается с тем, что некоторые дети не могут самостоятельно сходить в туалет, на уроках засыпают, вдруг начинают плакать, случается, писаются, дерутся, на переменах ходят чуть ни на головах, того и гляди, получат травму, не усваивают программу обучения. Происходит так называемая дезадаптация, то есть неприспособленность ребёнка к учёбе. Среди факторов такого проявления в его поведении и обучении наблюдаются соматическая ослабленность маленького человечка, его эмоциональные расстройства, неподготовленность к школе, а также другие. Они влияют на формирование попыток чем-то заменить свою несостоятельность. Отсюда и различные конфликты.

Очень важная роль в этот период отведена личности учителя, который обязан создать такую ситуацию в классе, которая помогла бы ребёнку быстрее освоиться, самореализоваться как в усвоении школьной программе, так и во взаимоотношениях с учащимися. Высокой остаётся и роль родителей. Уметь нащупать подход к ребёнку, помочь ему освоить школьный материал, найти друзей в классе — задача очень сложная. Но родители обязаны решать её, причём, постоянно, изо дня в день. 

Великие педагоги, всегда подчёркивали одним из важных факторов в формировании гармоничной личности общение ребёнка. Таким общением наделены дети, посещающие детский садик. И к началу своей школьной жизни у них особых проблем нет. Они в меру самостоятельны, легко сходятся с одноклассниками, легче усваивают материал, у них меньше возникает проблем со здоровьем по сравнению с детьми, не посещавшими до школы детский садик. А вот лишённых общения в школе ожидает самый настоящий стресс. Они не привыкли жить у всех на виду, взаимодействовать друг с другом. Отсюда и психические расстройства, нервные срывы, неусвоение школьной программы. С другой стороны, общение общению рознь. Как бы ни было велико его значение, оно не должно проходить вне внимания со стороны родителей, учителей. Ребёнку свойственно подражать. Очень многое зависит от того, кто станет для малыша предметом подражания. 

Зачастую педагоги допускают ошибку, объясняя плохую успеваемость учащихся только задержками в их развитии. Это не так. Отставание в учёбе зачастую зависит от таких факторов, как несовершенность методики обучения, влияние окружения, личность учителя и так далее. Развитие ребёнка может быть заторможенным из-за волевых, интеллектуальных, мотивационных структур, которые отстают от возрастных показателей. Отсюда и ошибочность сводить в группу слабоуспевающих школьников всех без разбору. И подводить под одну оценку детей, недостаточно развитых, так и тех, кто отстаёт по иным причинам.

Чем же тогда объяснить неровность в обучении, когда ребёнок по одному предмету может получить в разное время то отличную оценку, то неудовлетворительную? Налицо высокие познавательные способности, а вот интерес к предмету низкий. Порой многое зависит от характера ученика. Неуверенность в себе, чувство стеснительности, страха мешают ребёнку дать правильный ответ, хотя он может это сделать. 

К особой группе учащихся относят тех, кто постоянно плохо усваивает материал, не может понять элементарные вещи, не обладает навыками, полученными воспитанниками детских садов, не может переключить своё внимания с одного предмета на другой, быстро утомляется. Как правило, такие дети перестают учиться, под разными предлогами сбегают с уроков, несостоятельность в учебном процессе они компенсируют своим неудовлетворительным поведением. К таким учащимся нужен особый подход. У них нужно развивать приёмы, которые помогут развивать умственную деятельность, а самое главное, и, пожалуй, самое трудное, сделать всё, чтобы у ребёнка сформировалась установка на обучение.

Для того, чтобы повысить у ребёнка интерес к учёбе, следует большое внимание уделить ему во внеучебное время, узнать, чем ребёнок интересуется, что ему нравится делать больше всего. На основании этого интереса вместе с родителями следует организовать умственную деятельность ребёнка таким образом, чтобы ему самому захотелось научиться читать, писать, считать, общаться с одноклассниками. Научить этому помогут специальные методические пособия, а лучше всего стоит обратиться к столпам педагогической науки. Сухомлинский, Макаренко, Амонашвили предельно просто рассказали в своих книгах и статьях о методах работы с такими детьми, приёмах воспитания у них интереса к учёбе, к труду, к саморазвитию. 

В силу многих причин сегодня сложилась такая ситуация, когда дети ещё в дошкольном возрасте получают массу разного рода заболеваний. Это плохое зрение, физическая слабость, излишняя полнота, искривление позвоночника и многое другое. Это стало результатом неправильно организованного питания, в котором всё больше канцерогенных веществ, химических добавок, наличие излишних жиров и углеводов, которые у ребёнка, ведущего пассивный образ жизни, не успевают перерабатываться в организме. Плохая экологическая обстановка, которая неблагоприятно сказываются на лёгких. И ребёнок, придя в школу, начинает страдать разного рода заболеваниями, пассивностью, неумением сконцентрировать своё внимание.

Родители должны знать, что сегодня есть три главных врага у ребёнка. Это телевизор, компьютер и еда. Здесь нужно проявить жёсткий режим. Разрешать ребёнку смотреть телевизор не более полутора часов, сидеть за компьютером 1 час. Больше времени проводить на воздухе. Еду стараться готовить из продуктов, содержащих минимальное количество химических добавок и канцерогенных веществ. Стараться больше давать ребёнку молоко, мёд, фрукты и овощи, варёные мясо и рыбу. Исключить из рациона питания копчёности, сладкие газированные напитки, алкоголь, даже очень лёгкий. С детских лет у ребёнка должно быть выработано отвращение к курению, наркотикам. Именно отвращение, ибо обычный запрет, наоборот, разжигает интерес.

Дети — наше будущее. От того, каким это будущее увидим, зависит от нас с вами, от того, как мы строим это будущее сегодня.

Похожие статьи

Прогулки с ребенком: зачем, сколько и как?

shalnaya

Разговор на деликатную тему

shalnaya

Детский массаж: Внимание, сколиоз!

shalnaya

Оставить комментарий