19 марта , 2024

    Почему в современном мире классическая литература не популярна

    Новое на сайте

    Преимущества украшений с лунным камнем

    В мире драгоценных камней лунный камень занимает особое место....

    Как узаконить пристройку к дому

    Вопрос о том, как узаконить пристройку к дому, волнует...

    Когда следует сделать МРТ?

    Тяжело представить современную медицину без МРТ. Этот диагностический метод...

    Основные методы дезинфекции

    Проведение дезинфекции является необходимой процедурой, которая активно используется при...

    Искусственное оплодотворение для одиноких женщин: особенности

    В современном обществе все большее количество женщин сталкивается с...

    Говорят, что классика не устаревает и всегда актуальна — однако тенденции последних лет наглядно показывают, что в современном мире классическая литература теряет свою популярность. В чём кроются причины её краха?

    Согласно определению, классическая литература — это корпус произведений, считающихся образцовыми для эпохи, в которую они были написаны. Будь даже это научная фантастика или первые в истории фэнтезийные работы, так или иначе они отражают в себе реалии своего времени, начиная «Франкенштейном» Мэри Шелли и заканчивая «Анной Карениной» Льва Толстого.

    Современному читателю уже не близки переживания бедной Лизы, утопившейся в озере. Она узнала, что Эраст, ставший её первым мужчиной, теперь помолвлен с пожилой вдовой. Она богата, а он проиграл в карты всё своё состояние; брак заключён по расчёту. Сейчас ситуация, в которой девушка кончает жизнь самоубийством, обнаружив, что её первый половой партнёр ушёл к другой, кажется дикой. Это редкость, это трагедия! Нравы современного общества разительно отличаются от тех, что царили сто или двести лет назад, и девица, впервые занявшаяся сексом вне брака или не с мужем, не рискует оказаться изгоем. Мужчины не станут брезгливо избегать её, соседки не начнут обходить десятой дорогой, чтобы и их не посчитали «порчеными», «гулящими».

    А что насчёт судьбы Анны Карениной, бросившейся под поезд из-за стигмы изменницы? Современную женщину не напугать фразами «я не дам тебе развода» и «сын останется со мной»: она сама через суд разведётся и детей с собой заберёт. Реалии классической литературы всё стремительнее отдаляются от нынешней действительности.

    Для людей прошлых лет художественная литература служила хобби, развлечением, как для современного читателя, поэтому неизбежно подстраивались под их нужды и быт. Интересно ли обывателю двадцать первого века читать многостраничные описания яств на столе? А подробный рассказ о том, кто и во что одет, из какой ткани одежды, какая на них вышивка, как они украшены?

    Меж тем, и то, и другое на самом деле не пустое словоблудие: подобные детали отражают статус персонажей, их положение в обществе и финансовую состоятельность. Это было важно для читателей тогда, сто лет назад, двести, когда жизнь аристократа и особенно аристократки, не могущей покинуть дом без сопровождения, изобиловала свободным временем, которое следовало чем-то занять — балы случались не так часто, как может показаться из книг, и требовали баснословных сумм для успешного их проведения.

    Современному же читателю подробности, значащее столь многое для предыдущих поколений, не сообщат всей этой информации, а читать текст, без актуального смыслового содержания, очень скучно. Кто из нас не пролистывал бы описания дуба, если бы не нужда написать школьное сочинение?

    В век клипового мышления опасно заигрывать с подробными описаниями; для того, чтобы читатель не заснул, следует вложить в них особый смысл, и удачный пример подобного риска — сага Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня», где цвета тканей, символика ювелирных украшений, узоров на одежде — или их отсутствие — даёт читателю понять, к какому роду относится персонаж и каково его положение в обществе.

    Не зря ведь говорят, что воображение — лучший кинотеатр! Человеку интересно читать текст, наполненный смыслом, чтобы ярко представлять в голове картинку. Мешают этому и архаизмы, сбивающие читателя с толку и заставляющие его в лучшем случае обращаться к словарю или всезнающему гуглу, а в худшем — просто читать дальше, постепенно теряя интерес к происходящему на страницах.

    Современникам вряд ли известно, что такое ландо, десница, сафьян, кушак… Что значит сарынь и что такое кичка? Кто такие целовальники и для чего их выбирать? Какими это ещё офенями запружена площадь и что за феней полнится воздух? Без соответствующего контекста, часто отсутствующего в классической литературе, написанной не для поколения пепси и их потомков, сложно понять, что золотарь не имеет никакого отношения к золоту. Казаки подтягивали подпруги, а миллениалы заводят машину и не знают, где находятся подпруги и как их подтягивают; тогда запасы складывали в понягу, а сейчас закидывают в рюкзак.

    Классическая литература отражает языковой стиль эпохи. Мир слишком быстро изменился, и язык последовал за ним. Молодёжь двадцать первого века говорит и мыслит совершенно иначе, и во многом произведения классиков для неё — языковой шум, отвлекающий от потерявшего актуальность сюжета. Устаревшая речь, иная окружающая действительность, существенно изменившиеся нравы и традиции — вот главные причины снижения популярности классики.

    Время классической литературы постепенно подходит к концу, и в скором времени она будет иметь лишь историческую и филологическую ценность, а на её место придут новые произведения, которые станут классикой для последующих поколений.